Управление Государственного комитета судебных
экспертиз Республики Беларусь по Могилевской области

Аб`ектыўнасць. Гонар. Айчына.

8(0222) 73-65-40
212022 г.Могилев, ул.Лазаренко, д.58А
e-mail: mg@sudexpert.gov.by
 



Исследования

Результаты оперативно-розыскной деятельности в процессе доказывания


ПРОБЛЕМНЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ДОКАЗЫВАНИЯ


С.М. Аполоник
начальник отдела управления уголовного розыска
УВД Гродненского облисполкома




На современном этапе развития общества защита личности, общества и государства от преступных проявлений является одной из важнейших задач правоохранительной системы. Выполнение этой задачи невозможно без использования в процессе доказывания результатов оперативно-розыскной деятельности, которые часто имеют решающее значение при вынесении решения по рассматриваемым судами уголовным делам. Несмотря на то что в настоящее время принято и изменено много нормативных правовых актов и документов, регламентирующих этот вопрос, в данном направлении имеется много пробелов и проблем.
Отметим некоторые из них.
1. Допустимость результатов оперативно-розыскной деятельности как доказательств.
При раскрытии и расследовании уголовных дел всегда имеется необходимость в проведении оперативно-розыскных мероприятий. При их проведении имеет большое значение тактика и методика, а также правильное документальное оформление. Несоблюдение этих принципов может повлечь за собой признание судом полученных результатов оперативно-розыскной деятельности недопустимыми. Так, в ходе проведения оперативно-розыскного мероприятия нельзя допускать провокации, моделировать с этой же целью ситуации, которые могут заставить лицо совершать определенные действия, произносить определенные фразы и т. д. Впоследствии при рассмотрении дела в суде это влияет на оценку полученных результатов. Термин «провокации», как известно, в законе не определен, хотя это и необходимо.
Что касается надлежащего документального оформления оперативно-розыскных мероприятий, затрагивающих конституционные права граждан и проводимых с санкции прокурора, то в обязательном порядке необходимо вынесение постановления об их прекращении. При отсутствии данного документа и при продолжении мероприятий имеет место нарушение их сроков, что также влияет на допустимость результатов как доказательств.
Отдельно стоит отметить использование результатов оперативно розыскных мероприятий, проводимых по разным категориям дел оперативного учета, когда в ходе их проведения субъект оперативно-розыскной деятельности получает информацию по другим ранее возбужденным уголовным делам либо иным фактам противоправной деятельности, которым еще не дана правовая оценка. Механизм представления результатов оперативно-розыскной деятельности в орган уголовного преследования или суд в этом случае не полностью урегулирован нормативными правовыми актами, что также отрицательно влияет на оценку таких результатов в суде. Следует также отметить, что в настоящий момент в нормативных правовых актах четко определено, что субъект оперативно-розыскной деятельности проводит оперативно-розыскные мероприятия по возбужденному уголовному делу при наличии поручения следователя или дела оперативного учета. Вместе с тем известно, что дела оперативного учета заведены в отношении не всех лиц, причастных к противоправной деятельности, что для их заведения необходимо время, что уголовные дела не расследуются постоянно, срок предварительного расследования по ним приостанавливается, что исключает возможность дачи следователем отдельного поручения по делу. Также не на все нераскрытые преступления заводятся дела оперативного учета. Все это исключает возможность проведения оперативно-розыскных мероприятий, затрагивающих конституционные права граждан и санкционируемых прокурором, по инициативе субъекта оперативно-розыскной деятельности. Данные обстоятельства часто заставляют сотрудников, осуществляющих оперативно-розыскные мероприятия, заниматься фальсификацией и могут свести на нет все полученные результаты оперативно-розыскной деятельности, когда они будут представлены в орган уголовного преследования и их оценка будет производиться в суде.
2. Соблюдение конспирации при представлении результатов оперативно-розыскной деятельности в орган уголовного преследования. Своевременность их представления. Целесообразность ознакомления лиц, в отношении которых проводились оперативно-розыскные мероприятия, с их результатами после представления в орган уголовного преследования.
Данные проблемы необходимо рассматривать в комплексе. В настоящий момент ни для кого не является новостью, что правоохранительные органы могут проводить широкий спектр оперативно-розыскных мероприятий, затрагивающих конституционные права граждан, с привлечением конфидентов и использованием различных технических средств. Видится, что результаты таких оперативно-розыскных мероприятий следует представлять в орган уголовного преследования лишь после ознакомления с материалами уголовного дела лица, в отношении которого они проводились. Что касается исследования таких результатов в суде, то к этому вопросу следует относиться весьма серьезно и дифференцировано. Тактика, формы и методы оперативно-розыскной деятельности, а также информация о конкретных лицах, связанных с ее осуществлением, не должны стать достоянием гласности, иначе в последующем это в значительной степени затруднит работу правоохранительных органов или повлечет иные негативные последствия. Ничто не мешает суду отдельно или самостоятельно знакомиться в таких случаях с результатами оперативно-розыскной деятельности, проверять законность и обоснованность проведения оперативно-розыскных мероприятий. Положение обвиняемого лица данное обстоятельство никак не ухудшает.
Таким образом, нами обозначены наиболее проблемные вопросы, связанные с представлением результатов оперативно-розыскной деятельности в орган уголовного преследования и их дальнейшим использованием. Решение этих вопросов может положительно повлиять на эффективность принимаемых мер по раскрытию и расследованию уголовных дел, а также эффективность оперативного сопровождения их расследования
.